Дзяржаўная ўстанова сістэмы адукацыі
Рэспублікі Беларусь

 

Адно акно | Аб установе | Бацькам | Віртуальны кабінет педагога | Сэрвісы | Нашы праэкты | Бяспека | 2024 Год якасці | Бяспечны інтэрнэт | Гісторыя,традыцыі, дасягненні ўстановы | Апякунскі савет | Тэлефон даверу | Апорная установа па ПДР | "Беларусь памятае" | ЛЕТА-2023 | Абарона персанальных дадзеных | Маршруты выхаднога дня | Прафсаюз

 

Меню раздзелу

 

 

 

 

статыстыка наведванняў

Яндекс.Метрика

 

апытанне

В каких новых формах дошкольного образования вы нуждаетесь в нашем учреждении дошкольного образования?



вынікі апытанняў

 

 

 

 


Конспект занятия

по образовательной области

«Подготовка к обучению грамоте»

 на тему: «Морское путешествие»

в старшей группе № 2

 

Подготовила

воспитатель высшей категории

Плескацевич Е.М.

Программные задачи:

Продолжать формировать умения проводить звуковой анализ слов;

Систематизировать понятие «звук», «слог», «слово», «предложение»;

Упражнять в умении делить слова на слоги и определять количество слогов в словах;

закрепить умение различать твердые и мягкие звуки, гласные и согласные.

Развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, фонематический слух;

Воспитывать взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работы в коллективе.

 

Предварительная работа:

Проводили звуковой анализ слов; знакомились с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; беседовали о мере, о морских обитателях; составляли рассказы из личного опыта «Как мы на море отдыхали»; смотрели мультфильмы на морскую тематику.

Материал и оборудование: телевизор, видеоролик от жителей Океании, карточки с изображением морских обитателей, картинки с изображением героев из мультфильма «Морики Дорики», конверты с заданиями, карточки и фишки для звукового анализа слова; кинетический песок, карта, призы.

Ход занятия

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте друг другу

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся

«Доброе утро, дети»

«Доброе утро, гости».

Слайд. Видеообращение

Здравствуйте, друзья! Мы жители страны Океании. Класс Планктон просим у вас помощи. Мы узнали, что всем нам грозит опасность. Морской Третон хочет всех нас телепартировать на Зловулкан, а нашу страну наполнить страхом, страх Третон спрятал в пещере злости

Ребята так как вы все дружные, добрые и смелые, если вы согласны преодолеть все препятствия соберете частички карты, выполняя задания, то страх исчезнет и у Третона ничего не получится.

Мы очень надеемся на вашу помощь.

- Что же нам делать. Мы поможем жителям Океании.

- Как же нам туда попасть?

Слайд 2 (корабль)

- Чтобы попасть на корабль, то нужно твердые звуки превратить в мягкие и получить кнопку уверенности.

,с,м,н,л,в,п,з,к,ф).

Итак, все на местах. Готовы к путешествию. На нашем пути будет много трудностей, но я уверена мы с ними справимся.

1. - Силуэт русалочки ланы и сигнал спасения.

- У меня пропал голос, чтобы он появился проведите игру «Вопрос – ответ».

  1. С помощью чего мы общаемся.
  2. Из чего состоит наша речь.
  3. Из чего состоит предложение.
  4. На что делятся слова.
  5. Из чего состоят слоги.
  6. Какие бывают звуки.
  7. Звуки мы что делаем.
  8. Буквы мы видим, читаем, пишем.

Давайте посмотрим может мы уже приблизились к стране Океании.

Физкультминутка

Встал на мостик капитан

Смотрит здесь, смотрит там

То в бинокль, то в трубу

Влево, вправо, за карму.

2. Вот и суша.

Силуэт – Руру. Сигнал спасения.

С вами в путь смогут отправиться только те морские обитатели в названии которых есть звук к – или «к»

3. Задание от Шуши

На песке нарисовать морской прибой

Тихий прибой – одна волна

Обычный прибой – две волны

Сильный – три волны

4. Задание от Спайка

Жители Океании очень любят путешествовать, но когда возвращаются часто не могут разобраться, где их родной риф.

(Деление на слоги. Я называю дети рассказывают).

5. Задание от Горошка. Отгадайте загадку.

Через море, океан

Плывет чудо-великан

Фонтаны пускает

Кто его узнает. (Кит)

Проводите звуковой анализ слова – кит.

Сколько звуков в слове «КИТ?

Какой первый звук?

(к – это гласный или согласный

Твердый или мягкий, какого цвета фишкой обозначим?

И – гласный (Почему можно петь)

Т – согласный, твердый, синяя фишка.

Сколько слогов в слове кит? (1)

Сколько гласный звуков? (1)

Сколько согласных звуков? (2)

6. Задание от Нейки. Составьте предложение о ките.

(Киты живут в море).

Кит плавает.

Кит большой.

Киты – самые крупные животные в мире.

Киты питаются водорослями.

Киты едят раков.

Кит плохо видит.

У кита нет ушей.

Кит слышит горлом.

Кит дышит воздухом.

Предками китов были гиппопотамы.

Молоко у китов густое, похожее на зубную пасту.

Вот и собрали мы карту. На ней пещера страха.

Пойдем к ней не боитесь? Уверены?

Что здесь какой-то сундук.

Что? Ой морской жемчуг?

Но можно ли взять его?

Пора на корабль.

Что мы сегодня делали?

Кому понравилось поднимите вверх.

Кому было неинтересно, то спрячьте за спину.

Корабль в детский сад плыви, детей обратно завези.

___________________________________________________________________________________

Конспект занятия

по образовательной области

«Развитие речи и культура речевого общения»

на тему «Зимующие птицы»

в старшей группе

  

Разработала:Клишевская

Наталья Григорьевна,

воспитатель дошкольного

образования

первой категории

 

Тема «Зимующие птицы»

 

Программные задачи: формировать умение правильно употреблять в собственной речи предложно-падежные конструкции; составлять рассказ с опорой на интеллектуальную карту; согласовывать различные части речи между собой в роде, числе, падеже; упражнять в подборе слов, обозначающих признакизимы, в умении образовывать сложные слова из двух простых (желтая грудка – желтогрудая и т.д.), глаголы от звукоподражаний (кар-кар – каркает и т.д.); продолжать совершенствовать умение точно и правильно подбирать слова, характеризующие некоторые объекты природы (птицы), для составления синквейнов в соответствии со схемой; закреплять умение детей отвечать на вопросы педагога полными распространенными предложениями; развивать активное словесное общение посредством квест-игры; воспитывать культуру речевого общения.

Материал и оборудование: иллюстрация с изображением кормушки и зимующих птиц с наклеенными липучками возле каждой из них, картинки с изображением корма для птиц с липучками на обратной стороне, проектор, муляж яйца, аудиозапись «Голоса птиц», песня «Зимняя сказка» со слайдами к ней, изображение птицы на палочке для зрительной гимнастики, наглядная модель для составления синквейна по теме занятия, элементы для составления интеллектуальной карты «Клёст», разрезанная на 4 части картинка с изображением клеста с подсказками на обратной стороне, медальоны, снежинка, «веера» с изображением зимующих птиц по количеству детей, мольберт, вырезанные из бумаги снежинки с изображением улыбающихся и грустных смайликов по количеству детей, поднос.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о птицах, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа о зимующих птицах, о помощи им в зимнее время, о зиме, заучивание текстов физкультминутки «Скачет шустрая синица» А. Барто и пальчиковой гимнастики «Кормушка», наблюдение за птицами на участке, составление синквейна по различным лексическим темам, участие детей в квест-играх.

Ход занятия

Группа украшена по теме «Зима»: снежинками, льдинками, сугробами, гирляндами из снеговиков, заснеженными деревьями, украшены окна и т.д. Звучит песня «Зимняя сказка» (муз. А. Пинегина, сл. А. Усачёва), на фоне которой демонстрируется на экране слайд-шоу с зимними пейзажами. Дети заходят в группу, воспитатель обращает внимание на её необычное оформление.

Воспитатель (В.). Какое замечательное сегодня утро! На улице снегопад, и мы попали в настоящую зимнюю сказку. Перед занятием я проветривала группу, и через окно к нам залетел ветерок.

Дыхательная гимнастика

В. Давайте покажем, как дует ветерок. Ветер бывает сильным и слабым. (Дети дуют сильной и слабой воздушной струёй, тихо и громко.)

В. Ветерок задул к нам в окночудесную снежинку. Я открою вам секрет: нам её подарила Волшебница Зима. А вы любите зиму? (Да, любим.) Давайте поблагодарим Зиму за подарок! И, передавая друг другу волшебную снежинку, расскажем о зиме.

Словесная игра «Зима какая?»

Передавая снежинку друг другу, дети подбирают прилагательные, характеризующие признаки зимы (вьюжная, серебристая, новогодняя, холодная, ледяная и т.д.).

В. Молодцы! Как много признаков зимы вы знаете! Но у снежинки к вам ещё есть много вопросов. Пусть на её вопрос тот отвечает, к кому снежинка прилетает. Как показывает зима своими явлениями природы, что она красивая? (Снег блестит на солнце и переливается яркими красками; мороз рисует на окнах удивительные узоры; во время снегопада можно увидеть красивые удивительные пушистые снежинки; в зимнем наряде очень красив лес и деревья и т.д.)

В. Как показывает зима своими явлениями природы, что она добрая? (Она своим теплым снежным покрывалом укутывает землю и растения, чтобы они не замерзли; зима укрывает снегом домики животных, чтобы им было теплее спать и т.д.)

В. Почему зиму можно назвать веселой? (Зимой у детей много веселых развлечений: можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, играть в снежки, лепить снеговика; зимой отмечают веселые праздники – Новый год и Рождество.)

В. Как по явлениям природы можно определить, что зима злая? (Зимой бывают трескучие морозы, сильный холодный ветер, вьюга; мерзнут животные и птицы; птицы голодные, так как зима прячет под снегом пищу, многие даже улетают на юг и не выводят зимой птенцов.)

В. Вы говорите о том, что зимой птицы не выводят птенцов, но сегодня со мной произошла странная и удивительная история. Хотите узнать, какая? (Да, хотим.)

Проблемная ситуация

В. Ребята, вчера у меня был выходной, и я с сыном гуляла в зимнем лесу. Под высокой елью мы увидели вот это яйцо. (Воспитатель показывает муляж яйца.) Мы хотели вернуть его хозяину, но никого рядом не было. Мне пришлось яйцо взять с собой, чтобы вы помогли разыскать его владельца. Наверное, это яйцо кто-то ищет. Вы согласны со мной? (Да.) Только вот чьё оно? Снежинка, может, ты нам подскажешь? Ведь ты по свету везде летаешь, все видишь и многое знаешь!

Снежинка. (Аудиозапись.) Дорогие ребята, ответ на этот вопрос вы и сами найдете. Но для этого вам необходимо преодолеть много препятствий. За каждое правильно выполненное задание вы получите часть картинки. Когда вся картинка будет собрана, вы узнаете, кто владелец яйца, и сможете сами его вернуть хозяину. Первую часть картинки вы уже заслужили, и на ней первая подсказка с заданием для вас. Желаю удачи!

Снежинка улетает. Дети получают фрагмент картинки, на обратной стороне которой изображена подсказка: схема-модель птицы на фоне снежинок.

В. Что нам подсказывает снежинка? Кто хозяин яйца? (Птица.) Как вы думаете, что могут обозначать снежинки на нашей подсказке? (Зиму, значит, это зимующая птица.) Да, хозяин яйца зимующая птица. Назовите зимующих птиц, которых вы знаете? (Снегирь, ворона, сорока, воробей, голубь, галка, синица, дятел.)

В. Что страшнее для птиц зимой – голод или холод? (Холод птицам не страшен, так как у них вырастает под перьями теплый подпушек, который согревает птицу в морозы. Для птиц страшен голод, потому что зимой для них мало пищи.)

В. Как мы можем помочь птицам не погибнуть зимой от голода? (Нужно сделать кормушки и следить за тем, чтобы в них всегда была для птиц еда.)

Включается фонограмма записи жалобного чириканья со словами: «Помогите нам, покормите нас».

В. Ребята, кому-то нужна наша помощь. Давайте сделаем доброе дело.

Дидактическая игра

«Покормим птиц»

Воспитатель подводит детей к мольберту, на котором размещена иллюстрация с изображением кормушки и зимующих птиц.

В. Так вот кто звал нас на помощь. Кормушка-то пуста. Давйтепокормим зимующих птиц. Назовите птицу, скажите, где она находится, и расскажите, чем вы будете ее кормить. (Это синица. Она сидит на кормушке. Я угощу ее несоленым салом. Это снегирь. Он сидит возле кормушки на ветке. Я покормлю его ягодами рябины. А это воробей. Он залетел в кормушку. Я ему насыплю хлебных крошек. К кормушке подлетает голубь. Я приготовил для него семечки и т.д.)

В.Какое доброе дело мы сделали! Всех птиц покормили, и они с удовольствием будут прилетать к нашей кормушке.

Пальчиковая гимнастика

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

На каждое название птицы загибают пальчик.
Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Затем воспитатель обращает внимание на то, что из-под изображения кормушки выглядывает уголок фрагмента картинки.

В. Дети, вы справились с заданием и в награду получаете вторую часть картинки.

Рассматривают часть картинки, на обратной стороне которой в качестве подсказки к выполнению следующего задания изображены ноты.

В. Ребята, как вы думаете, о чем нам говорит эта подсказка?

Дети высказывают свое мнение и приходят к выводу, что нужно отгадать песенки птиц.

В. Давайте сядем на стулья и возьмем «веера» с изображением зимующих птиц.

Игровое упражнение

«Кто какой голос подаёт?»

Детям предлагается угадать 5 зимующих птиц, прослушав аудиозаписи их голосов, и образовать глаголы от звукоподражаний. Воспитатель включает аудиозаписи поочерёдно. Дети с помощью «веера» показывают птицу, голос которой они услышали.

В. Ребята, чей голос вы слышите? (Вороны.) Как подаёт голос ворона? (Кар-кар-кар.) Значит, она что делает? (Каркает.)

В. А это чей голос, как вы думаете? (Синицы.) Как подаёт голос синица? (Синь-синь-синь.) Значит, она что делает? (Свистит.)

В. А чей голос вы услышали сейчас? (Сороки.) Как подаёт голос сорока? (Тр-тр-тр.) Значит, она что делает? (Трещит, стрекочет.)

В. А это чей голос? (Воробья.) Как подаёт голос воробей? (Чик-чирик.) Значит, она что делает? (Чирикает.)

В. А это чей голос вы слышите? (Голубя.) Как подаёт голос голубь? (Гур-гур-гур.) Значит, он что делает? (Воркует.)

В. Какой замечательный птичий хор у нас получился! А сейчас давайте поиграем.

Физкультминутка

«Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге.) 

Прыг-скок, прыг-скок,

(Прыжки на месте на правой ноге.) 

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку,

(Присели.) 

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо.) 

И с дорожки – на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге.) 

Тири-тири,

(Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень!

(Прыжки на месте на двух ногах.) 

(А. Барто)

В. Мы поиграли, и я вам предлагаю повнимательнее рассмотреть участников нашего хора. А начнем мы с шустрой синицы.

Дидактическое упражнение

«Составь новое слово»

Воспитатель предлагает детям сказать по образцу, какая птица:

В. Если у синицы желтая грудка, то синица желтогрудая.

Если у снегиря красная грудка, то снегирь какой? (Если у снегиря красная грудка, то он красногрудый.)

Если у сороки белые бока и длинный хвост, то она какая? (Если у сороки белые бока и длинный хвост, то она белобокая и длиннохвостая.)

Если у вороны черные крылья, то она какая? (Если у вороны черные крылья, то она чернокрылая.)

Если у дятла длинный клюв, поэтому он какой? (Если у дятла длинный клюв, то он длинноклювый.)

         В. Вы справились и заслужили 3-ю часть картинки, но где же она?

Дети замечают, что картинка у одной из птиц в клюве на мольберте. Берут её и рассматривают подсказку к выполнению следующего задания: это схема, изображающая синквейн, по сторонам которой размещены картинки птиц.

В. Кто из вас догадался, какое следующее задание нам нужно выполнить? (Нам нужно составить необычное стихотворение о зимующих птицах.)

В. Да, действительно, чтобы это стихотворение получилось интересным и понравилось зимующим птицам, вам нужно вспомнить все то, что вы знаете о них из прошлых занятий.

Воспитатель вывешивает схему составления синквейна на мольберт и напоминает детям, что первая строка – это название птицы, вторая – два её признака, третья – 3 слова, обозначающие действия, которые умеет делать эта птица, четвертая строка – это предложение о птице, и пятая, заключительная, – это главное, ключевое слово о ней.

В.Превратитесь в птицу, о которой вы бы хотели составить это удивительное стихотворение.

Дети и воспитатель выбирают по желанию медальоны с изображением птиц.

В. Присела птица на веточку и очень внимательно слушает стихотворение.

Воспитатель даёт образец составления синквейна.

Снегирь.

Малоподвижный, красногрудый.

Летает, прыгает, клюёт.

Снегири не живут там, где нет деревьев.

Зимующая птица.

Примерные стихи детей в форме синквейна:

Ворона.

Крикливая, длинноклювая.

Каркает, летает, ест.

Живет рядом с человеком.

Зимующая птица.

 

Воробей.

Шустрый, маленький.

Прыгает, летает, чирикает.

Всё видит в розовом цвете.

Зимующая птица.

 

Сорока.

Белобокая, болтливая.

Трещит, летает, ворует.

Зимой питается мелкими грызунами.

Зимующая птица.

 

Синица

Желтогрудая, шустрая.

Свистит, летает, сидит.

Зимой перебирается поближе к человеку.

Зимующая птица.

В. Дети, какие замечательные необычные стихи у вас получились! И вы заслужили последнюю часть картинки. Картинка собрана. На ней изображена птица – хозяйка яйца, которое я нашла. Вам осталось только назвать эту птицу и рассказать о ней. Как называется эта птица? (Дети затрудняются ответить.) Эта птица называется клёст. Внимание на волшебный экран, он поможет вам узнать много интересного об этой необычной птице. Будем смотреть презентацию и составлять интеллектуальную карту, с помощью которой расскажем о клесте.

Демонстрируется мультимедийная презентация, и параллельно воспитатель вместе с детьми составляют интеллектуальную карту.

Зрительная гимнастика

Воспитатель берёт прикреплённую на палочке картинку с изображением клеста и проводит зрительную гимнастику со словами:

К нам летит весёлый клёст.

(Дети следят глазами за движением палочки по кругу.)

У него красивый хвост.

(Моргают глазами.)

Влево – вправо полетел

(Движения глазами влево – вправо.)

И на землю тихо сел.

(Опускают глаза вниз.)

Составление рассказа «Клёст»

с помощью интеллектуальной карты

Примерный рассказ детей:

В. Клёст – это зимующая птица. Тело клеста покрыто перьями. Есть голова, шейка, туловище, лапки, хвост. Грудка у самцов красная, а у самки – зеленовато-серая. Питается семенами ели и других хвойных деревьев. У него необычный клюв для того, чтобы легко доставать семена из шишек. Клёст строит гнездо на самой верхушке ёлки под мохнатыми ветками. Они защищают гнездо от снега и ветра. Зимой откладывает яйца и выводит птенцов. В это время года много корма для них.

На экране появляется изображение клеста и звучит голос за кадром.

Клёст.Здравствуйте, ребята. Волшебная снежинка, которая залетела сегодня к вам в группу, мне сказала, что вы нашли моё яйцо, которое случайно выпало из гнезда. Я вам очень за это благодарен. Возьмите, пожалуйста, яйцо с собой на прогулку, положите его под ель, которая растет у вас на площадке, а я прилечу и обязательно заберу его. Ведь скоро из него должен появиться мой птенец. В благодарность за ваше доброе дело под этой же ёлочкой вас ждёт сюрприз. Спасибо, ребята.

Итог занятия

В. Чему научились сегодня? (Составлять слова из двух маленьких слов, угадывать голоса птиц, сочинять необычное стихотворение о них.) О ком мы сегодня составляли рассказ? (О клесте.) Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали? (Мы отыскали хозяина выпавшего из гнезда яйца, покормили птиц.) Мы справились с этим в одиночку или все вместе, дружно? (Все вместе.) Получается, когда мы вместе, никакие преграды нам не страшны, и мы можем решить любую проблему. А если мы будем заботиться о природе, то она тоже станет нашим другом. Какое задание для вас было тяжёлым? Лёгким? (Ответы детей.)

Рефлексия

«Необычные снежинки»

Воспитатель предлагает детям, которым понравилось занятие, взять «веселую» снежинку, а кому было скучно и неинтересно, взять «грустную» снежинку.

 

 

   

 

тэлефон, электронная пошта, рэгістрацыйнае пасведчанне