-----------------------------------------------------------------------------------------------------
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НЕ СТАТЬ
«РАССЕЯННЫМ С УЛИЦЫ БАССЕЙНОЙ»?
В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание. Внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание – самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражительность: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.
Другой вид внимания – произвольное, когда человек специально сосредотачивается на чем-либо. Здесь главное – волевой механизм, умение себя организовать, не отвлекаться (обучение в школе ориентированно в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать).
Тренировку внимания начинаем в самом раннем возрасте с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребенка на конкретные вещи: «Красиво сделано, да?», «Хорошо поступил, верно?», «Вкусно пахнет, правда?»
Заметьте, это каждый раз приглашение ребенка к разговору, «включение» его в ситуацию. Сравните с утверждениями: «Красиво сделано», «Хорошо поступил» и т.д. Они просто оценочные. А без подключения к оценке ребенок может и не услышать взрослого.
Развитие наблюдательности можно превратить в веселую и занимательную игру. Например, предложите ребенку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 мин., потом на 1 мин., потом на 30 сек. (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно, должны их знать).
Очень важно воспитывать готовность ребенка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры.
Например, закройте ребенку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты? Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребенка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что-либо все время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогают справиться с этими отвлечениями. «Какого цвета был велосипед у мальчика?», «Кто вел ребенка – мама или бабушка?» Не забывайте хвалить ребенка, даже если он ошибается.
Заметно развивает наблюдательность, целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей. Если взрослый придает этому обсуждению оценочный характер, он тем самым способствует развитию у ребенка способности к анализу, а это уже мыслительный процесс. Например, какая-то деталь на картинке не просто констатируется, а как бы «развертывается»: «Это облако белое, легкое, а это темное, тяжелое. Из какого может пойти дождь?»
Очень полезны игры типа «Найди отличия», «Отыщи одинаковые», «Нарисуй по образцу».
Внимания требуют многие подвижные игры с мячом «Одушевленные – неодушевленные предметы» (одни ловим, другие нет).
Внимание обладает важными качествами: емкостью, скоростью переключения и устойчивостью. Емкость показывает, как много объектов одновременно могут быть охвачены вниманием; скорость переключения – быстроту переключения внимания с одного объекта на другой; устойчивость – способность удерживать внимание на одном предмете нужное время.
Что же на психологическом уровне влияет на поведение наблюдательных, рассеянных и обычных людях.
Во-первых, каждый обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости и т.д. Понятно, что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лабильная, подвижная психика.
Поэтому несправедливо и бессмысленно упрекать рассеянного ребенка в не наблюдательности. Он рожден таким! Другое дело, что, к счастью, любое качество можно развить – только потолок у каждого свой.
Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность» (ИА), которая, как показали исследования отечественных психологов, является тоже врожденной.
В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете или на своем внутреннем мире, переживании. Сейчас становится все более распространенным уход ребенка в виртуальный компьютерный мир, который оказывается для него более интересным. Такой ребенок тоже выглядит рассеянным, не заинтересованным в реальном мире и даже отстраненным от него.
В-четвертых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребенка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребенка ит.д.
В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты и т.д. Они могут стать основной причиной рассеянности и временного «поглупения» или постоянного отставания ребенка в своем развитии.
Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика – гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. На практике мы можем только усилить акцент на воспитании, развитии того или иного выбранного нами в данный момент качества, а влияние распространится на все процессы, всю психику в целом, потому что она целостна. Воспитываем внимание – обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности – даем пищу для мышления, понимания, выработки отношения, собственного мнения. И так – во всем.
(журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005, Путляева Л. «Воспитание внимания»)
КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ?
ØРазвивать у детей любознательность, интерес к окружающему; строить обучение в соответствии с возрастом и с индивидуальными потребностями и интересами ребенка;
ØШироко использовать игровые мотивы, побуждающие запоминать; варьирование повторений; наглядности и слово; заучивание стихов;
ØОбучать специальным приемам для развития предпосылок логического запоминания, таким, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (раскладывание картинок по определенным группам, каждая из которых либо обозначена одной картинкой, либо названа словом; называние обобщающим словом сгруппированных картинок или названных взрослым слов и пр.);
ØЧаще обращаться к детям с вопросами, которые нацеливают его на воспоминания о прошедших событиях в их жизни или в жизни известных героев сказок, персонажей просмотренных мультфильмов;
ØОрганизовать работу по образцу (зрительному, словесному); зрительный образец сначала может быть постоянным, а затем время его рассмотрения постепенно сокращается;
ØДавать отсроченные во времени поручения дома и в детском саду (на вечер – утром, на завтра – вечером);
ØЧередовать умственную деятельность с двигательною активностью (последняя снимает утомление и ускоряет протекание восстановительных процессов головного мозга).
Многие родители проявляют беспокойство, когда замечают, что их дети рисуют и пишут не правой рукой, а левой, пытаются их переучить и даже обращаются к врачу. Еще два или три поколения назад на левшу смотрели настолько косо, что это порождало у ребенка самый настоящий комплекс неполноценности.
Многие ученые и воспитатели считают своей обязанностью переучить ребенка.
Так надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша? Чем он отличается от других? Лишь тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок рождается с двумя …. правыми полушариями.
И лишь позднее, по мере развития личности малыша, одно из них начинает «леветь».
Поэтому мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение друг другу, так как в одном и другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.
После кризиса трех лет начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами».
Ребенок – «правополушарный» левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других рисуют и лепят.
Многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» – например, Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них нередок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать это свойство, лучше всего вообще не предпринимать никаких попыток что-нибудь изменить. Более того, стоит показать, что вы считаете его леворукость даже преимуществом. И если мы, учитывая эти особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы будут решены.
Для определения преобладающей руки у ребенка ответьте на вопросы, а также предложите малышу задания:
1. Узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок (брал погремушку, ложку и т. д..).
3. Предложите ребенку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
4. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования.
5. Предложите ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
6. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это была за рука.
7. Предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки лежит сверху?
8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет на верху?
9. предложите ребенку топнуть ногой. Какой ногой он топнул?
10. Сидя, положить одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11. Предложите ребенку одним глазом посмотреть б бумажную трубочку.
Если большинство заданий ребенок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом, то ведущим является правое полушарие головного мозга.